Рубрики
Подготовка детей к школе

Как проверить грамматический строй речи у будущего школьника?

Если у вашего ребенка большой словарный запас – это замечательно. Но так же важно владеть умением грамотно строить предложения. Слова нужно уметь правильно согласовывать между собой, правильно изменять и образовывать новые.

Предлагаю ряд заданий, при помощи которых вы сможете самостоятельно оценить уровень развития грамматического строя речи вашего ребенка.

  1. Как сказать, если предметов много?

В этом задании ребёнку нужно образовывать формы мно­жественного числа, прослушав название предмета в един­ственном числе. Вы называете предмет в единственном числе, а ребенок говорит как это будет, когда их много, но, не употребляя слово «много» (например, ежонок – ежата):

ежонок — … (ежата)                       ночь — … (ночи)

мяч — … (мячи)                             птенец — … (птенцы)

сын — …  (сыновья)                       крот — …  (кроты)

стекло — … (стёкла)                      карта — … (карты)

слово — … (слова)                         окно — …  (окна)

лисёнок — … (лисята)                    лоб — …  (лбы)

Отметьте, есть ли у ребенка ошибки в окончаниях слов.

  1. Есть — нет

Предложите ребёнку говорить об отсутствии предмета, ко­торый вы ему назовёте (например, Есть ложка — нет ложки):

снег — нет ... (снега)                      сапог — нет ... (сапога)

стул — нет ... (стула)                     ребёнок — нет ... (ребёнка)

яблоко — нет ... (яблока)               ветка — нет ... (ветки)

озеро — нет ... (озера)                   носок — нет ... (носка)

пузырь — нет ... (пузыря)              ларец — нет ...  (ларца)

курица — нет ... (курицы)              платок — нет ... (платка)

бельё — нет ...  (белья)                  свинья — нет ...  (свиньи)

Теперь предложите ребёнку говорить об отсутствии нескольких предметов, которые  вы ему назовёте (например, Есть лопаты — нет лопат):

крысы — нет ...  (крыс)                  листья — нет ... (листьев)

вёдра — нет ...   (вёдер)                 снега — нет ...  (снегов)

тигрята — нет ...  (тигрят)             утята — нет ...   (утят)

обезьяны — нет ...  (обезьян)         стёкла — нет ...  (стёкол)

окна — нет ... (окон)                      дни — нет ... (дней)

перья — нет ...  (перьев)                журавли — нет ...  (журавлей)

пингвины нет ... (пингвинов)          яблоки — нет ...  (яблок)

деревья — нет ...  (деревьев)         краски — нет ...  (красок)

Отметьте наличие ошибок в окончаниях существительных.

  1. Что где лежит?

Приготовьте несколько предметов или игрушек. Выполни­те следующие действия:

  • положите карандаш в книгу и задайте ребёнку вопрос:

«Куда я положила карандаш?»

Ответ ребёнка: …  (в книгу)

  • спрячьте ручку в сумку и задайте ребёнку вопрос:

«Куда я спрятала ручку?»

Ответ ребёнка: …  (в сумку)

  • поставьте чашку на стол и задайте ребёнку вопрос:

«Куда я поставила чашку?»

Ответ ребёнка: …  (на стол)

  • положите тетрадь под книгу и задайте ребёнку вопрос:

«Куда я положила тетрадь?»

Ответ ребёнка: …  (под книгу)

Обратите внимание, будут ли сделаны ошибки при упот­реблении предлогов, точно ли ребёнок их употребляет.

  1. Назови предмет маленькой величины

Это задание для проверки умения образовывать новые сло­ва, обозначающие предметы (существительные) при помо­щи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предложите ребёнку посмотреть на картинки и назвать ма­ленький предмет из пары:

Обратите внимание: правильно ли применены суффиксы при образовании данных слов?

Картинки можно посмотреть здесь:

Грамматика-2-картинки

  1. Как зовут детёнышей?

Это задание также для проверки умения образовывать но­вые слова, обозначающие предметы (существительные) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предложите ребёнку назвать слова, которые обозначают детёнышей разных животных (например, У  коровы — телёнок):

У коровы — … (телёнок)              У кошки — ...  (котёнок)

У собаки — ...  (щенок)                 У зайца — ...  (зайчонок)

У овцы — ...  (ягнёнок)                  У лошади — ...  (жеребёнок)

У свиньи — ...  (поросёнок)           У лягушки — ...  (лягушонок)

  1. Назови, чьё?

Это задание используется для проверки умения образовы­вать слова, обозначающие признаки предметов (притяжательные прилагательные, т.е. «принадлежность»).

Предложите ребёнку назвать признак по принадлежности:

У кота лапы чьи? — Кошачьи.

А хвост? … (кошачий)

А голова? … (кошачья)

А глаза? … (кошачьи)

У лисы уши чьи?..  (лисьи)

А лапы? … (лисьи)

А нос? …  (лисий)

А усы?..  (лисьи)

У мыши хвост чей? ... (мышиный)

А глаза? …  (мышиные)

А лапки? …  (мышиные)

А спинка? …  (мышиная)

У верблюда шерсть чья? ...  (верблюжья)

А ноги? …  (верблюжьи)

А рот?  …  (верблюжий)

А уши?  …  (верблюжьи)

  1. Кто как делает?

Это задание используется для проверки умения образовы­вать слова, обозначающие действия предметов (глаголы) с помощью приставок.

Предложите ребёнку придумать слова, обозначающие дей­ствия одного и того же предмета. Обязательно дайте образец:

(например, Дверь открывают, закрывают, прикрывают)

Воду наливают, ...

Яму копают, ...

Самолёт летает, ...

Машина въезжает, ...

Если при выполнении заданий ваш ребёнок часто ошибается — это серьёзный повод для того, чтобы начать с ним заниматься.

Ребёнок должен употреблять в своей речи различные со­юзы, которые соединяют простые предложения в сложном (например, «Я открыл книжку, а брат достал конструктор», «Пете хоте­лось мороженого, но мама не разрешила»).

Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов. Что такое словоизменение? Вот, например, «платок». Мож­но сказать: «платком», «о платке», «платки», смысл при этом остаётся прежним, а изменяется слово только по грам­матическим категориям — по падежам, числам, родам, вре­менам.

Но если значение слова будет изменено — появится уже другое слово, которое называется однокоренным («стена — стенка— стеночка— стенной— настенный»).

Эти две функции — словообразование и словоизменение — формируются у ребёнка не одновременно, словоизменение в норме присутствует у ребёнка приблизительно к четырём го­дам, словообразование — только к шести-семи. Эти сроки, конечно, приблизительны, но овладение грамматическим строем язы­ка — очень важный показатель не только речевого, но и об­щего психического развития маленького человека.

Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала.