Если у вашего ребенка большой словарный запас – это замечательно. Но так же важно владеть умением грамотно строить предложения. Слова нужно уметь правильно согласовывать между собой, правильно изменять и образовывать новые.
Предлагаю ряд заданий, при помощи которых вы сможете самостоятельно оценить уровень развития грамматического строя речи вашего ребенка.
- Как сказать, если предметов много?
В этом задании ребёнку нужно образовывать формы множественного числа, прослушав название предмета в единственном числе. Вы называете предмет в единственном числе, а ребенок говорит как это будет, когда их много, но, не употребляя слово «много» (например, ежонок – ежата):
ежонок — … (ежата) ночь — … (ночи)
мяч — … (мячи) птенец — … (птенцы)
сын — … (сыновья) крот — … (кроты)
стекло — … (стёкла) карта — … (карты)
слово — … (слова) окно — … (окна)
лисёнок — … (лисята) лоб — … (лбы)
Отметьте, есть ли у ребенка ошибки в окончаниях слов.
- Есть — нет
Предложите ребёнку говорить об отсутствии предмета, который вы ему назовёте (например, Есть ложка — нет ложки):
снег — нет ... (снега) сапог — нет ... (сапога)
стул — нет ... (стула) ребёнок — нет ... (ребёнка)
яблоко — нет ... (яблока) ветка — нет ... (ветки)
озеро — нет ... (озера) носок — нет ... (носка)
пузырь — нет ... (пузыря) ларец — нет ... (ларца)
курица — нет ... (курицы) платок — нет ... (платка)
бельё — нет ... (белья) свинья — нет ... (свиньи)
Теперь предложите ребёнку говорить об отсутствии нескольких предметов, которые вы ему назовёте (например, Есть лопаты — нет лопат):
крысы — нет ... (крыс) листья — нет ... (листьев)
вёдра — нет ... (вёдер) снега — нет ... (снегов)
тигрята — нет ... (тигрят) утята — нет ... (утят)
обезьяны — нет ... (обезьян) стёкла — нет ... (стёкол)
окна — нет ... (окон) дни — нет ... (дней)
перья — нет ... (перьев) журавли — нет ... (журавлей)
пингвины нет ... (пингвинов) яблоки — нет ... (яблок)
деревья — нет ... (деревьев) краски — нет ... (красок)
Отметьте наличие ошибок в окончаниях существительных.
- Что где лежит?
Приготовьте несколько предметов или игрушек. Выполните следующие действия:
- положите карандаш в книгу и задайте ребёнку вопрос:
«Куда я положила карандаш?»
Ответ ребёнка: … (в книгу)
- спрячьте ручку в сумку и задайте ребёнку вопрос:
«Куда я спрятала ручку?»
Ответ ребёнка: … (в сумку)
- поставьте чашку на стол и задайте ребёнку вопрос:
«Куда я поставила чашку?»
Ответ ребёнка: … (на стол)
- положите тетрадь под книгу и задайте ребёнку вопрос:
«Куда я положила тетрадь?»
Ответ ребёнка: … (под книгу)
Обратите внимание, будут ли сделаны ошибки при употреблении предлогов, точно ли ребёнок их употребляет.
- Назови предмет маленькой величины
Это задание для проверки умения образовывать новые слова, обозначающие предметы (существительные) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Предложите ребёнку посмотреть на картинки и назвать маленький предмет из пары:
Обратите внимание: правильно ли применены суффиксы при образовании данных слов?
Картинки можно посмотреть здесь:
- Как зовут детёнышей?
Это задание также для проверки умения образовывать новые слова, обозначающие предметы (существительные) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Предложите ребёнку назвать слова, которые обозначают детёнышей разных животных (например, У коровы — телёнок):
У коровы — … (телёнок) У кошки — ... (котёнок)
У собаки — ... (щенок) У зайца — ... (зайчонок)
У овцы — ... (ягнёнок) У лошади — ... (жеребёнок)
У свиньи — ... (поросёнок) У лягушки — ... (лягушонок)
- Назови, чьё?
Это задание используется для проверки умения образовывать слова, обозначающие признаки предметов (притяжательные прилагательные, т.е. «принадлежность»).
Предложите ребёнку назвать признак по принадлежности:
У кота лапы чьи? — Кошачьи.
А хвост? … (кошачий)
А голова? … (кошачья)
А глаза? … (кошачьи)
У лисы уши чьи?.. (лисьи)
А лапы? … (лисьи)
А нос? … (лисий)
А усы?.. (лисьи)
У мыши хвост чей? ... (мышиный)
А глаза? … (мышиные)
А лапки? … (мышиные)
А спинка? … (мышиная)
У верблюда шерсть чья? ... (верблюжья)
А ноги? … (верблюжьи)
А рот? … (верблюжий)
А уши? … (верблюжьи)
- Кто как делает?
Это задание используется для проверки умения образовывать слова, обозначающие действия предметов (глаголы) с помощью приставок.
Предложите ребёнку придумать слова, обозначающие действия одного и того же предмета. Обязательно дайте образец:
(например, Дверь открывают, закрывают, прикрывают)
Воду наливают, ...
Яму копают, ...
Самолёт летает, ...
Машина въезжает, ...
Если при выполнении заданий ваш ребёнок часто ошибается — это серьёзный повод для того, чтобы начать с ним заниматься.
Ребёнок должен употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложном (например, «Я открыл книжку, а брат достал конструктор», «Пете хотелось мороженого, но мама не разрешила»).
Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов. Что такое словоизменение? Вот, например, «платок». Можно сказать: «платком», «о платке», «платки», смысл при этом остаётся прежним, а изменяется слово только по грамматическим категориям — по падежам, числам, родам, временам.
Но если значение слова будет изменено — появится уже другое слово, которое называется однокоренным («стена — стенка— стеночка— стенной— настенный»).
Эти две функции — словообразование и словоизменение — формируются у ребёнка не одновременно, словоизменение в норме присутствует у ребёнка приблизительно к четырём годам, словообразование — только к шести-семи. Эти сроки, конечно, приблизительны, но овладение грамматическим строем языка — очень важный показатель не только речевого, но и общего психического развития маленького человека.
Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала.