Рубрики
Особенности работы с неговорящими детьми

С чего начинать работать, если малыш не говорит?

Как называются первые звуки, которые издает младенец? Да! Это гуление. Дальше гуление переходит в лепет, затем в лепетные цепочки. В лепете малыша присутствуют: интонация, ритм, звуки присущие языковой среде ребенка. Лепетные цепочки сначала однородные и очень длинные, например: «ма-ма-ма-ма-ма...»; «ба-ба-ба-ба-ба...» и т.д. Затем становятся неоднородными и только потом уже короткими. Это значит мы приблизились к слову. Это еще не слова, а их «прообразы», то есть абресы. Так выглядят этапы овладения речью в онтогенезе (индивидуальном развитии организма).

К 2-ум годам у ребенка при нормальном развитии речи уже должна сформироваться фраза. Если к 3-ем годам нет речи, т.е. речь ребенка не является средством общения, то значит нет общения, нет коммуникации, не развивается мышление, а следовательно — формируется задержка психического развития, в худшем случае — вторичная умственная отсталость! Поэтому ОЧЕНЬ ВАЖНО как можно раньше оказать такому малышу коррекционную помощь. Но сначала необходимо показать ребенка врачу неврологу.

Первый человек, который ближе всех к ребенку и который МОЖЕТ ему помочь — это МАМА!  Мелодико-ритмико-интонационная сторона речи в основном формируется у детей до 1 года. Цепочка звуков должна иметь интонационный и ритмический окрас, тогда она станет словом. Если это упустить, то можем иметь в дальнейшем нарушения слоговой структуры слова («глотание» звуков в словах, недоговаривание окончаний, перестановка слогов и звуков в слове). Мелодико-ритмико-интонационная сторона — это фундамент для дальнейшего формирования речи ребенка!

С малышами до 1 года надо играть в игры с потешками вовлекая в игру ножки, ручки (например, всем известные «Сорока-ворона», «Пошёл котик на торжёк», «Котя котенька коток», «Туки-туки тукалочки»). Очень хороши стихи Агнии Барто, Корнея Чукоского.

В этом возрасте, когда вы держите ребёночка под ручки и ставите на ножки, он начинает приседать и пружинить — поддержите игру малыша и делайте это вместе с ним эмоционально в ритм песенки, потешки или стихотворения.

Таким образом будет формироваться мелодико-ритмико-интонационная сторона речи вашего малыша.