Онтогенез – это индивидуальное развитие, т.е. процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации полученной от родителей генетической информации.
Характеризуется онтогенез тесно взаимосвязанными количественными (рост) и качественными преобразованиями, строго определёнными для каждого периода развития.
Выделяют следующие основные периоды развития человека:
- пренатальный (эмбриогенез),
- перинатальный,
- новорожденность,
- младенчество,
- ранний возраст,
- дошкольный возраст,
- младший школьный возраст,
- подростковый возраст,
- юность,
- молодость,
- средний возраст (зрелость),
- пожилой возраст,
- старость.
Таким образом, онтогенез в узком смысле понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Пренатальный период
Пренатальный период – период зачатия человека. Это достаточно ответственный момент в жизни родителей. К нему будущие родители должны готовиться заранее, тщательно и продуманно:
- избегать стрессов,
- употреблять качественную, витаминизированную пищу,
- отказаться от вредных привычек,
- обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл).
Целью такой профилактической деятельности является подготовка нервной системы будущей мамы, очищение и оздоровление ее организма, а так же качество спермы отца!
Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Период первых трех месяцев беременности является наиболее чувствительным к вредным воздействиям из окружающей среды.
Перинатальный период
Перинатальный период – это непосредственно рождение ребенка. Психологи утверждают, что это главенствующий стресс нашей жизни, который закладывает бессознательную основу боли и страха.
Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, появившиеся на свет более щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, генетические патологии и осложнения беременности являются наиболее частой причиной негативных особенностей развития ребенка.
Новорожденность
Новорожденность – это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Вначале пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, естественных потребностей. При нормальном развитии по истечении первых месяцев появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери младенец может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.
Младенчество
Младенчество является благоприятным периодом для становления эмоционального общения ребенка с матерью. Этот период характеризуется стадией смены ведущей просто психической активности, на психическую активность с ее сосредоточением на манипуляции с предметами, а так же на общении с людьми.
В период младенчества формируется такое свойство психики, как доверие (положительно эмоциональный тесный контакт с матерью) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям и к социальному окружению в целом.
В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. И только с раскрытием ладони (прежде пальцы младенца были сжаты в кулачки) появляется возможность манипуляции с предметами, т.е. с игрушками. На смену гулению (рефлекторной активности голосообразующих органов) приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.
Ранний возраст
В раннем возрасте (это период от 1года до 3 лет) ведущей деятельностью становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение становится речевым (к 2 годам у детей появляется фразовая речь).
Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм — непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат, т.е. ребенок будет стремиться избежать наказания с помощью лжи. Поэтому достаточно переключить внимание ребенка на другую интересующую его тему, игру или вид деятельности.
Дошкольный возраст
В дошкольном возрасте (это период от 4 лет до 6 лет) ведущей психической активностью вновь становится общение. Это возраст «почемучек» — ребенок задает много вопросов. Растет познавательная активность ребенка.
Игра обретает способ общения со сверстниками и становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.
В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка. Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте и т.д.
В этом возрасте важна роль хорошо иллюстрированной сказки, которая прививает оптимизм, стремление к добру, героизм. Любимая сказка детства может во многом определить бессознательную составляющую мотивации выборов в судьбе человека.
Младший школьный возраст
Это 1-ый – 4-ый класс. Ведущая психическая активность – учебная деятельность.
Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность и образуется, так называемый, потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой стороны, появляется манерность как выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка – теперь он школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый значимый человек – учитель. Теперь от оценки учителя зачастую зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутвердиться в новом школьном коллективе, занять свое место среди сверстников.
В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание (основная задача педагогов), память (большие возможности этого возрастного периода), на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.
Игры (спортивные, интеллектуальные, школьно-дидактические) становятся все больше соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.
Подростковый возраст
Период от 12 до 15 лет. Ведущая психическая активность — общение.
Это возраст начального периода развития половой зрелости , связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.
В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.
Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.
Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Основная педагогическая задача этого периода — направить интересы подростка в социализированное русло.
В остальных социально-возрастных периодах онтогенеза границы биологического возраста могут не совпадать с характеристикой социально-психического развития личности
(все зависит от зрелости каждой конкретной личности):
Юность
Период от 16 до 19 лет. Является периодом профессионального самоопределения.
Молодость
Период от 20 до 29 лет. Является периодом саморазвития способностей в профессиональной деятельности, это биологически зрелый возраст деторождения.
Средний (или зрелый) возраст
Период от 30 до 59 лет. Является периодом построения карьеры и образования полноценной семьи.
Пожилой возраст
Период от 60 до 74 лет – это время наслаждаться материальными и духовными плодами своей деятельности, не забывая о необходимости продолжать развитие и саморазвитие, передавать свой опыт другим.
Старость
Период от 75 и после 90 лет долгожительство – это время мудрости, если человек здоров, и последнее время подведения итогов жизни, подготовки к смерти, если он немощен.
Если возникли вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед»