Рубрики
Постановка звуков

Артикуляционные упражнения для звука С

Как подготовить ребенка к правильному произнесению звука «С»?

Дорогие родители, если ваш малыш в три с половиной года еще не выговаривает  или искажает свистящие звуки («с», «з», «ц»), значит, ему нужна ваша помощь!

Первым делом необходимо подготовить речевой аппарат ребенка (рот, язык, губы) для правильной артикуляции этих звуков.

Это достигается при помощи  специальных артикуляционных упражнений.  Ранее мною уже была затронута тема артикуляционной гимнастики, где были предложены общие упражнения.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию комплекс, способствующий формированию точных движений языка и всего речевого аппарата ребенка для успешной постановки свистящих звуков. В логопедии это называется «подготовительный этап».

Прежде рассмотрим правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «С»:

  • губы растянуты в улыбке;
  • зубы сближены или находятся на расстоянии 1 мм (зубки «делают заборчик»);
  • кончик языка упирается (крепко прижимается) в передние нижние зубы (или «бугорочки» за зубками);
  • языка не должно быть видно между зубами!
  • струя воздуха идет по желобку, который образуется посередине языка.

В речи ребенка звук «С» может либо совсем отсутствовать, либо произноситься с искажением.

Виды искажения в произношении звука «С»:

  • Межзубный сигматизм (при произнесении звука кончик языка просовывается между резцами);
  • Призубный парасигматизм (передний край языка закрывает щель между резцами, и это затрудняет выход воздушной струи);
  • Шипящий парасигматизм (кончик языка несколько оттянут от зубов, и слышится мягкий шипящий звук);
  • Боковой сигматизм (боковые края языка при произнесении звука не прижимаются плотно к боковым зубам, и воздушная струя проходит не вперед, а в бок);
  • Губно-зубной сигматизм (при произнесении звука нижняя губа подтягивается к верхним резцам);
  • Носовой сигматизм (струя воздуха проходит через щель, которая образуется мягким нёбом и задней стенкой глотки, в нос).

Итак, во время подготовительного этапа работы, то есть, во время выполнения с ребенком специального комплекса артикуляционных упражнений для звука «С» мы укрепляем мышцы языка, развиваем точность движений, формируем правильную артикуляционную позицию всего речевого аппарата ребенка.

Комплекс артикуляционных упражнений при отсутствии звука «С» в речи ребенка:

artikulyatsionnye-uprazhneniya-dlya-zvuka-s

Так же сюда можно добавить упражнения «Месим тесто», «Блинчик» и «Загнать мяч в ворота» из комплекса «общие упражнения».

Комплекс следует выполнять ежедневно и лучше перед зеркалом. Постепенно у вашего ребенка будет получаться все лучше и лучше, язычок окрепнет и будет готов к непосредственной постановке звука. А если у вашего малыша проблема не серьезная, то после двух-трех недель ежедневного выполнения комплекса вы услышите красивый звук «С».

В случаях искаженного произнесения звука «С» этот комплекс корректируется с учетом каждого конкретного вида.

Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала. Я с радостью на них отвечу и составлю эффективный комплекс артикуляционных упражнений для вашего ребенка, учитывая его особенности.