Рубрики
Подготовка детей к школе

Формируем положительную мотивацию к обучению в школе

Наверное, Вы не раз были свидетелями ситуации, как с тревогой наблюдая за сыном-непоседой, мама говорит приятельнице: «Я просто не знаю, как он высидит целый урок на одном месте! Как он вообще будет учиться, он совершенно не умеет слушать. Его каждый может обидеть! Он совершенно не умеет постоять за себя!..» Сын крутится рядом с мамой и, естественно, прекрасно слышит эти слова.  Беспокойство мамы передаётся ребёнку, он и так-то не очень уверен в себе, а теперь вряд ли с большой охотой подумает о школе.

А ещё разговоры о том, как в школе неудачно сложилось у детей знакомых, как некая Таня плачет по утрам, а у какого-то Саши конфликт с учительницей, Света не может в школе есть, а Никита по четыре часа выполняет домашнюю работу, и вся семья ему помогает... Родители, которым так хочется, чтобы у детей всё было за­мечательно, часто увлечённо обсуждают проблемы окружа­ющих школьников. Тогда в сознании возникает мрачная кар­тина будущего посещения учебного заведения. Это не озна­чает, что взрослые должны постоянно в радужных красках расписывать школьную жизнь, изображая её как непрерыв­ный праздник, на котором ждут только успехи и отличные отметки. Но когда вы постоянно говорите ребенку: «вот в школе тебе не позволят», «не будешь делать сейчас, в школе придётся», «тебя вообще в школу не возьмут» и т. п., не ждите от маленького человека желания учиться в школе.

Постоянно, на разных примерах, объясняйте ребенку: для того, чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда приходится делать то, что нравится. Результат полу­чается не сразу. Такому повзрослевшему, уже почти школь­нику, надо следить за своим поведением, уметь вести себя как следует... Поэтому многим нашим детям не особенно хочется за парту.

Кто-то боится, что нахватает двоек, и его за это накажут; кого-то пугает непривычная дисциплина; кто-то опасается учительницы; кто-то просто не представляет, как будет об­ходиться полдня без бабушки...

Так что же делать, если ребёнку не хочется в школу?

Самый простой, казалось бы, способ – заставить! Огра­ничить игры, твердить «ты должен», «так надо»... Но тогда занятия будут представляться как тяжкий труд, а  работа из-под палки не принесёт удоволь­ствия и не доставит радости.

Тогда, может быть, будем надеяться, что всё образуется само собой? Пусть себе играет вволю, делает что хочет – или вообще ничего не делает. При такой свободе действий можете себе представить, что будет в школе!

Как же воспитать у ребёнка интерес к учению? Как сформировать желание учиться? И при этом не отрывать его от чудесного мира дет­ской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повто­ряется потом...

Позволю себе несколько советов:

  • Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание занимать­ся с ребёнком должно быть совершенно искренним – вы с удовольствием, с ними общаетесь, а не отбываете повинность.
  • Вы должны быть по-настоящему заинтересованы заняти­ями. Ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, ба­бушка и т. д.) – это главный человек, и если маме инте­ресно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово! Улыбки, шутки, подбадривания, положительные эмоции – основа успеха во время занятий с дошколятами!
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты...», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т. д. Такие сравнения обижают и отби­вают всякую охоту у малыша. Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
  • Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громад­ные победы. Похвалить за дело – не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и даль­ше всё получится.
  • Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понят­ные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.
  • Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от про­стого к сложному. Выработка любого навыка идёт постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как ребенок выполнил более простые. Новые знания всегда базируются на уже усвоенных!
  • Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана са­мостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возмож­ность прилагать самостоятельные усилия, но под Вашим чутким руководством. Следовательно, ребенок ощутит радость от собственных достижений.
  • В течение последнего дошкольного года постарайтесь со­здать для будущего ученика режим, близкий к школьному. Особенно это касается времени, отводимого на сон. Уклады­вайте ребёнка спать не очень поздно, чтобы утром он просы­пался рано, тогда и подниматься в школу будет не так труд­но.

На шестом-седь­мом году жизни происходит бурный рост детского организма. За год ребёнок вырастает в среднем на 5-8 см, поправляется на 3-4 кг! К семи годам рост мальчиков колеблется от 120 до 130 см, девочек— от 115 до 130 см. Мальчик может весить от 22 до 30 кг, а девочка — от 20 до 28 кг. Дети становятся более ловкими, активнее двигаются, могут долго ходить пеш­ком, шаги при этом равномерны, ритмичны, руки и ноги при ходьбе двигаются в такт. А как быстро могут бегать дети! Им уже доступны прыжки на одной ножке, на двух, буду­щие первоклассники умеют разбегаться перед прыжком в длину. Улучшается координация движений, их чёткость. Ребёнок уже может точно попадать при метании в цель.

Однако для занятий гимнастикой по-прежнему остаётся большой простор. Попробуйте регулярно выполнять не слож­ные, но полезные упражнения, которые помогут ребёнку стать более ловким, выносливым, сильным. Лучше, если на гимнастику найдётся время утром:

  • 10 раз потянуться;
  • 10 шагов на месте;
  • 10 прыжков на двух ногах;
  • по 5 прыжков на каждой ноге;
  • 10 поворотов туловища в стороны;
  • 10 наклонов вперёд;
  • 10 наклонов назад;
  • по 5 наклонов в стороны;
  • 10 приседаний;
  • 10  раз подняться на цыпочки;
  • 10 шагов с опорой на наружный край стопы (косолапо);
  • 10 подтягиваний коврика пальцами ног;
  • 10 раз захватить карандаш пальцами ног;
  • 10 раз захватить мяч стопами.

Очень внимательно нужно следить за осанкой ребёнка. И во время занятий, и во время игры, и за столом не забывайте напо­минать ребёнку, как правильно сидеть за столом. В школе учи­тель будет приучать детей правильно сидеть во время урока, поэтому и дома проводите ту же политику, особенно обращайте внимание на то, чтобы спина ребёнка, когда он сидит, касалась спинки стула, предплечья свободно лежали на столе. Для ног приобретите подставочку, потому что согнутые в коленках ноги сидящего за столом ребёнка должны упираться в неё или в пере­кладину стола, но перекладины имеются далеко не во всех сто­лах. Удобно и полезно пользоваться партой — её конструкция соответствует требованиям, необходимым для соблюдения пра­вильной позы при сидении. Учтите, что выполнение домашних заданий будет отнимать у ребёнка достаточно времени, сидеть за столом придётся подолгу, поэтому со всем вниманием отнеси­тесь к оборудованию рабочего места первоклассника!

Прежде всего, у ребёнка должен быть свой собственный стол, который будет выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол приведет к нарушению осан­ки, высокий — к искривлению позвоночника.

Если школьные принадлежности будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение домашнего задания будет сопро­вождаться поисками нужной вещи –трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. Потратьте некоторое время на то, что­бы помочь первокласснику определить для разных предметов свои места, помогите запомнить, куда что класть, где что на­ходится. Когда все уроки сделаны, следует навести на столе порядок, собрать портфель для завтрашнего учебного дня.

На столе ребёнка ёще могут лежать его игрушки. Наш школьник мал, любимый мишка, машинка или кукла помо­гают ему во время занятий. Конечно, для игры требуется определённое место, но не стоит слишком резко отрывать ребёнка от его «старых» друзей.

И ещё об одном очень важном моменте. За столом, при недостаточном освещении, ребёнку придётся ниже склоняться к тетради или книге, приглядываться, напрягать зрение, а это приведёт к зрительному утомлению и усталости. Сколько де­тей испортили себе зрение, читая при тусклом свете! Дневной свет должен падать слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради, слева поставьте и настольную лампу, свет не дол­жен рассеиваться – приготовьте лампу с «глухим» абажуром. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт.

Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или кни­ги? Кончики пальцев руки ребёнка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска – при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально.

Для ношения школьных принадлежностей лучше подой­дёт рюкзачок – его ребёнок носит за плечами, это выраба­тывает правильную осанку и развивает грудную клетку. Руки, оставаясь свободными в таком положении, легче удержива­ют равновесие. Ребёнку легко идти, легче дышится.

Итак, маленькому труженику предстоят горы работы. Учеб­ные программы действительно насыщены, впереди – напря­жённая умственная работа. Пропустит малыш пару недель по болезни – значит, потребуется много труда и сил, чтобы дог­нать ушедших вперёд одноклассников. Поэтому минимум за год до начала учёбы укрепляйте здоровье будущего ученика.

Согласно требованиям медиков, перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование.

За год до школы необходимо показать ребёнка участковому педиатру – в боль­шинстве случаев доктор наблюдает ребёнка в течение несколь­ких лет и хорошо знает, на что следует обратить внимание в первую очередь. Осмотрят будущего ученика и другие специ­алисты. Закаливание и гимнастика по-прежнему остаются в списке мероприятий, необходимых маленькому человеку.

Обязательно обратите внимание на состояние носоглот­ки. Всем известно, что такое аденоиды – разрастания лим­фоидной ткани в носоглотке – они затрудняют носовое ды­хание, вынуждают ребёнка постоянно держать рот откры­тым. Наличие аденоидных разрастаний может нарушать произношение ребёнка, ухудшать качество голоса, слуха. Если врач рекомендует удалить аденоиды, нужно обязательно сде­лать это до начала школьных занятий, это избавит и вас, и ребёнка от ненужных проблем.

Необходимо проверить слух ребёнка. Если обнаружится снижение, лечить его следует до поступления в школу. Мо­жет случиться так, что не удастся полностью восстановить слух малыша, тогда предупредите об этом классного руково­дителя – это очень важно, ведь первоклассник должен быть посажен на такое место, с которого ему будет достаточно хо­рошо слышно то, что говорит учитель.

Распространённым заболеванием у детей является хро­нический тонзиллит –   воспаление нёбных миндалин. Поста­райтесь до начала школьных занятий уделить этому заболе­ванию серьезное внимание.

Нельзя обойтись без визита к окулисту. Если будет выяв­лено, что зрение ребёнка снижено, позаботиться об очках тоже надо до поступления в первый класс, ведь ребёнок дол­жен привыкнуть к очкам заранее. Обязательно объясните ребёнку, что в ношении очков нет ничего постыдного, отно­ситься к этому нужно естественно. Помните, что дразнят только тех детей, которых это задевает!

Посещение стоматолога – всегда стресс для малыша (да и для многих взрослых людей). Конечно, о состоянии зубов полагается заботиться с самого раннего детства, но перед школой нужно проверить, нет ли у ребёнка больных зубов – ведь это источник хронической инфекции. Так что придётся или полечить зубы, или даже удалить.

Полезен осмотр врача-ортодонта: проверка прикуса, посадки и роста зубов.

Подойдите ответственно к процедуре обследования малы­ша перед школой, если будут выявлены отклонения в разви­тии ребёнка, есть шанс их своевременного устранения. Врач-невропатолог поможет справиться с возбудимостью, нервоз­ностью, заиканием, чтобы эти нарушения ребенку не мешали учиться. Логопед займётся исправлением дефектов речи. Их очень важно вовремя выявить и исправить, так как они ме­шают общению и установлению контакта ученика с одноклас­сниками и учителем, провоцируют неуспеваемость, особенно по русскому языку, чтению.

Нельзя начинать учебу без посещения врача-ортопеда. Нарушения опорно-двигательного аппарата – искривление позвоночника, плоскостопие, неправильная осанка – встре­чаются сегодня едва ли не у каждого второго школьника. Поэтому, если ребенку назначено специальное лечение, гим­настика, родителям придётся внимательно следить за вы­полнением упражнений дома.

Все рекомендации и назначения врачей должны быть вос­приняты очень серьёзно.

Семья – это тыл за спиной ребёнка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребё­нок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Тут перед вами встают не простые, но выполнимые задачи, уважаемые ро­дители. Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, – помогите ему. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее приложить немало усилий – зато и результат порадует самых привередливых пап и мам.

Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала.