Энергетической основой нашей речи является дыхание.
Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса. Плавный, длительный выдох и четкая, ненапряженная артикуляция – важнейшее условие красивой речи. Следовательно, чтобы получить качественный голос и красивую речь, нужно правильно дышать. Правильным считается нижне-диафрагмальное дыхание (еще такое дыхание называют диафрагмально-реберным).
В первую очередь необходимо помочь ребенку понять, как можно активизировать работу диафрагмы. Для этого вначале вы сами должны научиться дышать, используя диафрагмальное дыхание. Во время вдоха живот немного выпячивается вперед, а во время выдоха наоборот втягивается. Положите руку себе на живот и попробуйте несколько раз подышать так сами. Важное замечание: плечи при вдохе поднимать нельзя!
Затем выполните вместе с ребенком следующие подготовительные упражнения:
«Собачке жарко»
Попросите ребенка положить одну руку вам на живот, а вторую себе на животик. Начинайте вместе дышать как собачка: рот открыт, язык высунут вперед, делайте вдохи и выдохи быстрыми движениями и с небольшими порциями воздуха. При вдохе живот ребенка должен немного выпячиваться вперед, а при выдохе втягиваться.
Одной рукой ребенок чувствует, как надувается ваш живот, а второй рукой контролирует свой собственный животик, так ли он повторяет.
Затем можно стать позади ребенка и положить свои руки на детские, которые держатся за животик. Активно вместе сделайте еще 5 дыхательных движений. Теперь у вас есть возможность контролировать правильность выполнения упражнения вашим ребенком.
«Ежик улыбается»
Это упражнение делаем так же, только на этот раз вдох и выдох идет через нос. Зубы сомкнуты, губы в открытой улыбке (зубы видны).
Эти подготовительные упражнения должны выполняться легко и непринужденно, без напряжения.
Далее упражнениями развиваем уже непосредственно нижне-диафрагмальное дыхание.
Диафрагма является мощной всасывающей мышцей (при вдохе), а брюшной пресс – мощные выдыхательные мышцы (при выдохе).
«Кораблик на волнах»
Ребенок лежит на спине. На его живот положите кораблик (игрушечный или сделайте из бумаги). Вдох через нос и кораблик поднимается высоко вверх (животик надуть). Затем выдох через рот и кораблик опускается вниз (животик сильно втянуть). Если так плохо получается, попросите ребенка положить ручки на живот, а кораблик поставьте ему на руки. Выполните 10 раз.
Если у вашего ребенка слабо развиты мышцы брюшного пресса, дополнительно делайте с ним вот эти упражнения:
1.Ребенок сидит на стуле и медленно поднимает колени как можно выше. Одновременно с поднятием колен делает вдох носом, а при опускании – выдох через рот.
2. Ребенок сидит на стуле и медленно поднимает ноги параллельно полу. Дышать надо так же, как и при подъеме колен.
Выполнять оба упражнения надо до ощущения усталости, то есть, столько, сколько ребенку комфортно это делать (3-10 раз).
Комплекс упражнений с картинками для развития правильного речевого дыхания у детей:
РечДыхание (удобно будет распечатать и использовать на занятии с ребенком)
Обратите внимание — при выполнении дыхательных упражнений сначала вдох по продолжительности равен выдоху, но далее надо сформировать короткий вдох и длительный выдох.
Для существенного результата дыхательные упражнения надо выполнять каждый день и несколько раз (3-4 раза) в течение дня.
Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед»