Что такое ДИСГРАФИЯ?
Дисграфия – это нарушение письма. Проявляется такое нарушение у детей уже в школе, в начальных классах. При дисграфии наблюдается характерная замена букв на письме, например: рука – «лука»; жук – «зук» и т.д. Дисграфия это пропуски и перестановки букв и слогов, слияние слов, что напоминает собой «косноязычие в письме».
Каковы причины появления ДИСГРАФИИ?
Причины дисграфии:
— недоразвитие связной речи;
— неполноценность фонематического слуха;
— недостатки произношения у детей.
Все эти проблемы обязательно нужно успеть преодолеть в период дошкольного детства!
Как исправить ДИСГРАФИЮ?
Чтобы исправить дисграфию проводятся занятия по коррекции недостатков связной речи, по развитию фонематического слуха, по исправлению недостатков произношения. А также упражнения в чтении и письме.
Как не допустить появление ДИСГРАФИИ?
Так как это явление становится все более распространенной проблемой в начальной школе, профилактику дисграфии нужно начинать проводить как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. Как только ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв, уже надо предлагать ему игры и задания для профилактики дисграфии и развития фонематического слуха.
Не тайна, и вы это конечно знаете, дорогие родители, что основной формой занятий с ребенком дошкольного возраста является игра.
Ниже в ссылках на медиафайлы вы найдете множество занимательных заданий, которые помогут развитию речи и мышления у вашего ребенка, а так же помогут лучше запомнить начертание букв. Задания взяты из пособия Новиковской О.А «Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет».
Ссылки оставляю две: одна будет в формате PDF (легко открывается со смартфона) profilaktika-disgrafii и вторая в формате презентации profilaktika-disgrafii (слайды можно распечатать и пользоваться на занятиях с ребенком).
Сама я этим пособием пользуюсь очень давно и довольна результатами.
Как работать с пособием по профилактике ДИСГРАФИИ?
Обратите внимание на некоторые советы:
Знакомим ребенка с буквами последовательно, ориентируясь на очередность расположения букв и заданий в пособии.
Буквы ОБЯЗАТЕЛЬНО называем как звуки «Б», «В», «Г» и так далее. Если мы будем сразу учить ребенка называть буквы как принято в алфавите: «Бэ», «Вэ», «Гэ», то это приведет к неминуемым проблемам при обучении ребенка чтению.
Также важен выбор цвета карандаша для раскрашивания букв:
— гласные обязательно раскрашиваем или штрихуем красным цветом. Скажите при этом малышу: «Гласный – красный, он поется». И пропойте вместе с ребенком песенку буквы, например: «А-а-а-а-а-а» или «У-у-у-у-у-у». Звук произносится легко и ничего в ротике ему не мешает – открыли ротик и поем.
— согласные буквы в этом пособии раскрашиваем синим карандашом. Обратите внимание ребенка, что когда мы произносим согласные звуки на пути воздушной струи из ротика встречаются разные преграды: язычок прижимается с «потолку», губы смыкаются и т.д.
— Букву «И» изучаем в сравнении с буквой «Й». Обращаем внимание, что «И» — гласный и раскрашиваем его красным цветом, и буква «Й» — согласный звук и его раскрашиваем синим цветом.
Почему надо сразу приучать ребенка к тому, что гласный надо обозначать красным цветом, а согласный соответственно синим? Эта привычка облегчит ребенку дальнейшее обучение грамоте и звуко-буквенному анализу слова.
Желаю вам успехов!
Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед»