logopedlike.ru

Логопед в Минске. Развиваемся вместе!

Развитие детской речи. Когда надо начинать беспокоиться?

Развитие детской речи. Когда надо начинать беспокоиться?

Что такое периодизация этапов развития речи детей?

По сути, это не просто формальные данные: когда, во сколько месяцев или лет должно появиться в речи ребенка то или иное достижение. Знание норм развития речи детей помогает ориентироваться и оценить уровень развития речи собственного ребенка. Понять, когда надо начинать беспокоиться и когда необходимо обращаться за помощью к специалистам.

В этой статье я опишу не только этапы нормативного развития речи детей, но и помогу увидеть и оценить степень серьезности проблемы, если развитие речи вашего ребенка отличается от нормативной.

Хочу заметить, что этапы развития детской речи в норме являются так же руководством к действию для специалистов (логопедов), которые работают с безречевыми детьми. Это по сути наша «волшебная палочка». Почему? Потому что, организовывая работу по запуску речи нам необходимо пройти вместе с ребенком ВСЕ этапы формирования речи с нуля, не зависимо от возраста.

Первый звук, который издает малыш сразу после появления на свет (крик новорожденного) остается, почему-то, за рамками  всех известных мне периодизаций. Но информация о том, когда и как закричал младенец, является очень важной и полезной. Например, если малыш закричал сразу и громко, если не было гипоксии плода (внутриутробный недостаток кислорода) или асфиксии при рождении (отсутствие газообмена в легких ребенка после рождения), значит беспокоиться о нормальном развитии ребенка на данном этапе не стоит. Но, если крик состоялся не сразу, если его вызывал акушер при помощи оживляющих манипуляций, если крик был слабым, тихим – есть все основания тревожиться. В   таком случае надо внимательно наблюдать за дальнейшим развитием малыша и выполнять все указания медиков. Такие детки находятся в группе риска и не всегда их дальнейшее психическое и речевое развитие идет по благополучному сценарию. 

Итак, опираясь на периодизацию Б.М.Гришпуна, развитие детской речи делится на 2 периода:

  1. Доречевой период
  2. Речевой период

Доречевой период делится на 2 этапа:

  1. От 3 до 6 месяцев
  2. От 6 до 12 месяцев

Эти этапы тесно связаны непосредственно с физическим и психическим развитием ребенка. К 3-ему месяцу ребенок уже хорошо удерживает голову. К 6-ти месяцам он начинает садиться. Далее он ползает и к 12-ти месяцам начинает ходить. Если периоды физического развития у ребенка смещаются, то вполне вероятно, что психическое и речевое развитие будет протекать с задержкой.

От 3 до 6 месяцев –  ГУЛЕНИЕ.

Младенец активно тренирует свой голосовой аппарат. Он издает редуцированные, аморфные звуки похожие на гласные. Гуление — явление биологическое и оно одинаково у всех детей мира. Можно определить большую или меньшую выразительность гуления, громкость, качество голоса.

Каким должно быть гуление, чтобы появилось основание для нашего беспокойства? Если гуление тихое, хриплое, и это не патология голосовых связок, то можно предположить раннее органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы).

От 6 до 12 месяцев – ЛЕПЕТ.

Лепет – это явление социальное. В различных языковых группах малыши лепечут по-разному. В чем заключается лепет? Ребенок к уже натренированным в период гуления гласным звукам добавляет согласные раннего онтогенеза: [м, п, б, к, г, т, д, н]. Иногда можно услышать в лепете малыша даже звук [р]. Во время лепета малыш упражняется и тренирует не только свой голосовой, но и артикуляционный аппарат (губы, язык, гортань).

Что значит, если лепет у ребенка не появился? Предположить можно следующее:

  • малыш страдает глухотой  (надо срочно проверить слух);
  • у ребенка нарушение интеллекта (раннее поражение ЦНС);
  • ранний детский аутизм (РДА);
  • моторная алалия.

При нарушении интеллекта, РДА и при моторной алалии лепет все-таки появляется, но гораздо позже. Такого ребенка необходимо показать неврологу.

В возрасте от 6 до 12 месяцев детки чутко реагируют не столько на слова (значение слова), а сколько на интонацию взрослого. Поэтому с ребеночком надо разговаривать ласково, нежно и много (очень много!). Такое положительно-эмоциональное общение с ребенком провоцирует появление коммуникативных реакций у малыша (он улыбается, тянет ручки, поворачивает к вам голову, гулит в ответ).

К 12 месяцам у нормально развивающегося ребенка уже должны появиться первые слова. Как правило, это слова-названия близких людей: мама, папа, баба, дядя и т.п. (8-12 слов).

В наше время редко у какого ребенка к 1 году появляются первые слова. Если к 1 году первые слова у ребенка не появились, но при этом он понимает обращенную к нему речь, пользуется жестами и, такой умничка, все покажет, принесет, отнесет, поднимет, положит, т.е. четко выполняет инструкции — можно дать малышу еще пол годика на «раскачку». Но! Если к 1 году 6 месяцам первые слова так и не появились – необходимо срочно обратиться к специалистам (невролог, логопед).

Итак, к 1 году или 1 году 6 месяцам у ребенка с нормальным развитием должно быть:

  • усвоены основные аспекты человеческой коммуникации (поворачивает голову в сторону собеседника, смотрит в глаза при общении, реагирует на речь, улыбается, откликается);
  • усвоены определенные ритуалы приветствия, прощания, жесты (например, помаши ручкой «пока-пока», покажи ручкой «дай-дай»);
  • понимает обращенную речь;
  • выполняет короткие (одноступенчатые) инструкции взрослого (например, «принеси лялю»);
  • завершилась лепетная стадия и появились первые слова;
  • хорошо сформированы базовые навыки глотания и жевания (к году ребенок уже может откусывать и пережевывать кусочки твердой пищи 3-5 мм., т.е. он не должен питаться только протертой едой. Может пить из чашки и снимать пищу с ложечки губами.)

Если у ребенка нет желания пользоваться коммуникативными жестами («пока-пока», «иди», «дай-дай» и т.д.) – можно предположить РДА (ранний детский аутизм). Это первые сигналы для беспокойства.

Если ребенок не очень хорошо понимает обращенную речь, то в первую очередь надо проверить слух. Если слух в норме, то можно предположить или РДА или задержку речевого развития, которая уже протекает по сценарию алалии с сенсорным компонентом (т.е. ребенок слышит, но не понимает обращенную речь). Что именно у ребенка, вам сможет ответить только квалифицированный специалист (невролог). Такие детки требуют особого обращения с собой и организацию вокруг них особой, специальной развивающей среды. Чем раньше мы начинаем коррекционные мероприятия, тем благополучнее будет прогноз развития ребенка.

Речевой период тоже делится на этапы:

  1. от 1 до 1,5 лет
  2. от 1,5 до 2 лет
  3. от 2 до 3 лет
  4. от 3 до 5 лет

Этап речевого периода от 1 года до 1,5 лет.

Обязательно должны появиться первые слова!

В этом возрасте очень хороший уровень понимания речи взрослых на бытовом уровне. Детки прекрасно выполняют простые инструкции: «принеси лялю; дай ложку; погладь кису; сядь на стульчик). Так же активно накапливается словарный запас. Первые слова ребенка двусложные из прямых открытых слогов (например, мама, папа,  баба, деда, ляля, киса).

Этап речевого периода от 1,5 до 2 лет.

Наблюдается бурный рост словарного запаса. К концу 2-ух летнего возраста в речи ребенка можно насчитать до 200 слов. Ребенок постоянно стремиться вступать в речевой контакт со взрослым и все за ним повторять. Активно пользуется указательным жестом. Начинает использовать глаголы (например, жест и слово «дай»). К 2-ум годам четко оформляется слоговая структура двусложных слов и начинают появляться так же трехсложные слова.

Активно формируется правильное звукопроизношение согласных раннего онтогенеза: [м, п, б, к, г, т, д, н]. Появляются губно-зубные звуки: [в, ф] и заднеязычные: [к, г, х]. Начинает формироваться фонематический слух (т.е. способность воспринимать и различать звуки речи). Например, если мы возьмем два слова похожего звучания (стол, стул) и попросим ребенка: «покажи стол», «покажи стул» — ребенок покажет нам без ошибки.

На этом этапе звуки детям не ставим! Мы лишь создаем игровые ситуации для формирования словарного запаса и совершенствования фонетической стороны речи (особенно гласных звуков).

Смягчение звуков в этом возрасте считается нормой.

Этап речевого периода от 2 до 3 лет.

К концу этапа в речи ребенка насчитывается до 1000 слов.

Детки с интересом все рассматривают, расспрашивают: «Что это? А это что?». В речи начинают появляться свистящие звуки. Ребенок уже различает:

— единственное и множественное число существительных (один, много);

— окончания глаголов в настоящем и прошедшем времени;

— мужской и женский род.

Появляется способность конструировать простые предложения.

Светлана Михайловна Томилина предостерегает родителей и не рекомендует в этом возрасте обращаться к детям с просьбой: «Расскажи…». Почему нельзя этого делать? В ответ на вашу просьбу ребенок начинает эмоционально, взахлеб что-то рассказывать, слов ему не хватает, начинаются запинки, повторения окончания предыдущего слова, а это «прямой путь к заиканию», которое легче предотвратить, чем потом лечить!

Поэтому ребенку в этом возрасте надо задавать только конкретные вопросы.

Малыш держит игрушку, а вы спрашиваете:

— Это кто? (киса, котик)

— Что это у кисы? (ухо)

— Сколько ушек у кисы? (два ушка)

— А это у кисы что? (носик)

— Сколько у кисы носиков? (у кисы один носик)

— Как делает носик? Покажи.

В этот период детям необходимо ОЧЕНЬ МНОГО и часто читать простые стихи! (А.Барто, К.Чуковский, С.Михалков, В.Степанов и др.) В них есть ритм и мелодика нашей речи. Они способствуют формированию темпо-ритмической стороны речи, а значит, у детей не возникнет проблем со слоговой структурой слова в будущем.

Еще этот период характеризуется детским словотворчеством: «лампочка потухлая», «лампочка погаслая», «покупец», а не покупатель, «продаватель», а не продавец. Дети придумывают порой совершенно невероятные новые слова (неологизмы). Например, у детей с интеллектуальной недостаточностью (раннее органическое поражение ЦНС) такой способности нет.

Этап речевого периода от 3 до 5 лет.

В этом периоде заканчивается формирование звукопроизношения.

Если к 5-ти годам ребенок все-же заменяет звуки верхнего подъема на звуки нижнего подъема или на смежные звуки (не шапка, а сапка; не ракета, а лакета), то это считается доброкачественной заменой и можно дать ребенку еще пол годика на так называемое «дозревание». Но при этом выполнять с ребенком артикуляционные и дыхательные упражнения для формирования нормативного уклада звуков верхнего подъема.

Как правило, серьезные дефекты в звукопроизношении видны уже в 3 года. Например, межзубное произношение или горловой звук [р]. Тут ждать нельзя! Значит у ребенка уже развитие речи идет по дизартрическому типу и необходима помощь логопеда.

Что касается связной речи, то в этот период дети плавно переходят от ситуативной речи к контекстной. Они уже могут составлять рассказы по картинкам. Также они активно фантазируют и сочиняют разные небылицы. Благополучно усваивают обобщающие понятия (мебель, одежда, фрукты, овощи и т.д.), абстрактные понятия (дружба, любовь, честность и т.д.). Продолжает развиваться фонематический слух.

Итак, к 5-ти годам у ребенка:

— лексика богата словами из различных частей речи;

— речь в основном грамматически правильно оформлена;

— сформирована структура слова;

— есть фразовая речь;

— в хорошем состоянии фонематический слух;

— сформирована готовность к обучению грамоте и подготовке к школе.

Расскажу немного о последовательности формирования детской речи. Прежде чем ребенок воспроизведет слово, он должен его понять. Сначала формируется пассивный словарь (понимание и накопление различных образов), а потом происходит «говорение», т.е. формируется активный словарь. Если ребенок не говорит – это не значит, что не надо формировать пассивный словарь. Наоборот надо как можно больше «забрасывать» в его головушку различных образов, ощущений (двигательных, обонятельных, осязательных, зрительных и т.д.) и все это называть словом, чтобы накопить как можно больше слов-образов. Делать это нужно эмоционально, весело, в игровой форме. Так мы помогаем ребенку накапливать лексику, в частности существительные (слова-предметы). Далее в речи ребенка появляются глаголы или предикаты (слова-действия). И только потом формируется грамматический строй речи. Предложно-падежные конструкции. Связная речь.

Как узнать есть ли слово у ребенка в пассивном словаре, если он еще не говорит? Попросите:  «Покажи, где мама», «Покажи, где корова (киса, кубики, каша, чашка и т.д.)»

Необходимо так же понимать, что прежде чем нормально развивающийся ребенок произнесет какое-то слово, он должен его услышать, как минимум, 70-100 раз.

Если у ребенка наблюдается задержка или проблемы в развитии, то количество повторов одного и того же слова увеличивается до 200, 500, а то и 1000 раз. При этом надо подключить все сенсорные каналы (тактильный, вкусовой, визуальный, слуховой, обонятельный и т.д.). Мы сначала даем деткам игрушки, предметы, натуральные овощи и фрукты. Чтобы ребенок мог потрогать,  погладить, сжать, расплющить, понюхать, облизать, услышать как, например, скрипит, трещит, пищит, звенит тот или иной предмет. А взрослый при этом много раз утрированно медленно называет этот предмет: «Это яблоко. Посмотри, яблоко. Возьми яблоко. Потрогай яблоко. Погладь яблоко. Сожми яблоко. Кати яблоко. Укуси яблоко. Понюхай яблоко. Ешь яблоко. Ам-ам!». И только после такого близкого знакомства с предметом мы предлагаем ребенку узнать этот предмет на картинке, т.е. соотнести. А потом еще надо показать разные яблоки, и сформировать понимание, что все эти предметы называются одинаково: «яблоко». Чем сложнее ребенок, тем требуется более детальная проработка образа каждого предмета и большее количество повторений названия этого предмета.

logopedlike.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.