Рубрики
Речевое развитие

Развитие словарного запаса ребенка

Что влияет на развитие словарного запаса ребенка?

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарный запас (словарь) и грамматически правильное его использование непосредственно в речи.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действи­тельности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным сло­варем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологи­ческий и синтаксический уровни грамматической системы. Мор­фологический уровень предполагает умение владеть приемами сло­воизменения и словообразования, синтаксический – умение со­ставлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психи­ческих процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. Поэтому в словаре ребенка рано появляются слова конкретно­го значения, и только потом – слова обобщающего харак­тера.

Развитие лексики (словарного запаса) в онтогенезе обусловлено так­же развитием представлений ребенка об окружаю­щей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при­знаками предметов и действий, обогащается его сло­варь. Освоение окружающего мира ребенком проис­ходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны­ми объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает рече­вая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрос­лых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ре­бенок подключается к речевой деятельности созна­тельно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конк­ретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом опре­деляется и социальной средой, в которой воспиты­вается ребенок. Возрастные нормы словарного за­паса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурно­го уровня семьи, так как словарь усваивается ребен­ком в процессе общения.

К первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы. Лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «моко», собака— «бака»)

В таком слове-предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам дан­ного языка, звукосочетания не имеют грамматиче­ски оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.

Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребен­ка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные ком­бинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ре­бенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в на­правлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.

Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связыва­ет его с предметом, а в дальнейшем и воспроизво­дит его.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или дей­ствием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инст­рукции взрослого.

Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: имени­тельный падеж единственного и множественного числа, вини­тельный падеж имен существительных; повелительное наклоне­ние, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до трех-четырех слов.

К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия.

Уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающи­ми взрослыми.

Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 –б слов, лексико-грамматические отношения в нем выража­ются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласова­ние прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 –1900 слов. Из них 50,2 % составляют существи­тельные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.

На данном этапе формируется глагольное управление. Появля­ются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится бо­лее распространенным, появляются сложносочиненные и слож­ноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, ко­торый.

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифферен­цированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладе­вают всеми типами склонения существительных. Отдельные труд­ности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предме­тов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные по­нятия.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту по­ступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала.