Рубрики
Постановка звуков

Постановка звука Щ

Красиво шипящие звуки, в основном, дети начинают произносить к 4 годам. Звук «Щ» в речи ребенка появляется уже после сформировавшегося навыка произнесения остальных шипящих: «Ш, Ж, Ч». Как правило, после постановки и автоматизации шипящих звуков «Ш, Ж, Ч» звук «Щ» появляется в речи ребенка автоматически и не требует специальной работы над ним. Но бывают и исключения.

Как организовать работу по постановке звука «Щ» дома со своим ребёнком?

Первым делом необходимо подготовить речевой аппарат ребенка (рот, язык, губы) для правильной артикуляции звука «Щ».

Это достигается при помощи  специальных артикуляционных упражнений и является подготовительным этапом для постановки звука.

Подготовительный этап в среднем занимает одну-две недели, если выполнять упражнения каждый день.

Обязательно к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики необходимо добавить выполнение упражнений по развитию речевого дыхания ребёнка 

Следующим этапом будет непосредственно постановка звука. И только потом его автоматизация и закрепление в речи.

Комплекс артикуляционных упражнений:

postanovka-zvuka-shh

Рассмотрим правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «Щ»:

  • губы вытянуты вперед и округлены;
  • зубы сближены и обнажены;
  • кончик языка поднят до уровня верхних резцов. Передняя часть спинки несколько прогибается. Средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Задняя часть спинки опущена и продвинута вперёд;
  • нёбная занавеска поднята;
  • голосовые складки разомкнуты;
  • воздушная струя сильная, проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами.

Нарушения произнесения звука «Щ» выражаются в следующем:

  • Укороченное произнесение звука;
  • Замена звука «Щ» мягким свистящим «Сь»;
  • Произнесение как сочетание «ШЧ» с аффрикатным элементом в конце произнесения

(аффрикаты – это согласные, которые состоят из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов, например, как звуки  «Ц», «Ч»).

Итак, во время подготовительного этапа работы, то есть, во время выполнения с ребенком специального комплекса артикуляционных упражнений для звука «Щ» мы укрепляем мышцы языка, развиваем точность движений, формируем правильную артикуляционную позицию всего речевого аппарата ребенка.

Способы постановки звука «Щ»:
  • От звука «Ш». Для этого надо показать ребёнку, что произнося звук «Ш» и одновременно передвигая язык вперёд, ближе к зубам, будет слышаться звук «Щ».
  • От звука «С». Ребёнок несколько раз произносит слог «Ссссссссси». В момент произнесения мама при помощи шпателя (можно использовать обратный конец столовой ложки) немного отодвигает язык назад (по направлению к горлу). Так же можно слегка приподнять язык и немного отодвинуть назад. И вместо «Ссссссссси» мы услышим «Щ.
  • От звука «Ч». Используем этот способ в том случае, если ребёнок красиво произносит звук «Ч»! Произносим звук «Ч» и тянем его концовку (поезд ехал Ч-ч-ч-ч-ч и остановился чч……...). Будет слышен долгий звук «Щ».

Внимание!  Дорогие мамы, чтобы выбрать каким способом вам поставить звук, попробуйте каждый из способов применить на себе, и только потом предлагайте своему ребенку. Таким образом, вы, во-первых, будете чувствовать себя увереннее, а, во-вторых, быстрее поймете какой из способов будет эффективен  именно для вашего ребенка. И главное — не бойтесь! У вас все получится!  

Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала.