Рубрики
Речевое развитие

Если ребенок заикается, что делать?

Заикание – это речевое нарушение при котором страдает плавность речи из-за судорог мышц речевого аппарата. Чаще всего заикание появляется у детей 2-5-ти летнего возраста, что не удивительно, так как в этот период усиленно формируется речь ребенка.

С чем связано возникновение заикания?
Прежде всего, это слабость нервной системы ребенка из-за частых инфекционных заболеваний, также это неблагоприятная беременность и неправильное воспитание.
Заикание, как правило, имеет стойкий характер. К сожалению, без врачебно-логопедической и родительской помощи оно не проходит.
Существует еще и такая категория детей, которые еще не заикаются, но, скажем так, находятся в «группе риска по заиканию». Это ранимые, мнительные дети, с нежной психической организацией и с уже имеющимися речевыми нарушениями, например, такими как дизартрия, ОНР (общее недоразвитие речи) или моторная алалия. При организации занятий здесь важно не спровоцировать заикание.
Предлагаю вашему вниманию некоторые советы, которые помогут в преодолении заикания у детей:
• Логопедическую работу с такими детьми необходимо строить в форме увлекательной игры (с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения). Если игра основана на положительных эмоциях, то она способствует выработке алгоритма плавной речи без спазмов и судорог. Замечено, что многие заикающиеся дети с игрушками и животными разговаривают без запинок.
• Логопедические занятия рекомендуется проводить в утреннее время и каждый день. Продолжительность занятий должна составлять 15-30 минут. На первом этапе занимаясь с заикающимся ребенком необходимо использовать такие формы речи, как сопряженная (взрослый проговаривает упражнение вместе с ребенком) и отраженная (ребенок повторяет упражнение вслед за взрослым). Таким образом многочисленные упражнения вырабатывают у ребенка рефлекс плавной речи и снижают фиксацию на самом акте речи, у детей уходит страх перед процессом говорения.
• Логопед, занимающийся с ребенком, должен выявить психотравмирующую ситуацию, которая вызвала у ребенка заикание, и вместе с родителями сделать все для ее устранения.
• Заикающимся детям нельзя часто и долго смотреть телевизор, читать возбуждающие книги, посещать массовые мероприятия.
• Окружающие ребенка взрослые должны строго следить за своим темпом речи – он должен быть замедленным.
• На начальной стадии заикания нужно ограничить общение ребенка с окружающими: — не принимать гостей и не ходить в гости; — на прогулке не допускать контактов с детьми, стараться меньше общаться с малышом. Все эти меры направлены на то, чтобы максимально снизить патологический рефлекс.
• Положительная динамика в развитии речи ребенка во многом зависит от личности логопеда: насколько он доброжелателен, как выглядит, как говорит.
• Заикающийся ребенок должен много отдыхать, сочетать умственную и физическую деятельность с прогулками на свежем воздухе. Следует строго придерживаться режима, соответствующего возрасту ребенка.
• В рационе заикающегося ребенка не должно быть острой и тяжело перевариваемой пищи. Она возбуждает нервную систему.
• Родители заикающегося ребенка должны избегать ссор и конфликтов. Благоприятная атмосфера в доме улучшает речь ребенка.
• Нельзя проявлять к ребенку излишней строгости, наказывать его физически, оказывать на него психологическое давление. Не следует также перехваливать малыша.
Для преодоления заикания принято использовать в комплексе два подхода:
— лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, строгое соблюдение режима дня и питания);
— коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).
Из опыта своей работы хочу сказать, что исправление заикания — это кропотливый, каждодневный труд, прежде всего, родителей ребенка. Желаю вам терпения и оптимизма!