Рубрики
Особенности работы с неговорящими детьми

Начальные этапы работы с неговорящими детьми

Первый этап работы с неговорящими детьми. Этап получения звука. Начинаем работать с гласными звуками первого ряда (А, И, О, У, Э, Ы) :

Задачи:

  • получить произвольное дыхание;
  • получить произвольную голосоподачу;
  • получить произвольную артикуляцию.

Как это делать? Прежде всего нам понадобятся карточки-символы звуков и простая двухтактная мелодия с ударением на первый такт. Помните колыбельную наших бабушек, мам?

«бА-ю, бА-ю, бА-ю бА-й... и т.д.»  - вот именно эта мелодия с младенчества формирует у ребенка ритмико-интонационную сторону!

Согласитесь, в наше время все реже встречаются мамы поющие своим деткам колыбельные.

В каком бы возрасте мы не начинали работать с неговорящим ребенком — всегда это будет Первый этап работы. Создаем, как я уже говорила в первой части этой статьи, фундамент для формирования и развития дальнейшей речи. Создаем ритмико-милодико-интонационную сторону речи.

У нормально развивающихся детей этот «фундамент» формируется произвольно на первом году жизни. Детям с проблемами в этом надо помочь.

Формируем через тактильное восприятие (несколько вариантов посадки ребенка на занятии):

  • ребенок сидит на коленях спиной к маме, ноги по-турецки. Надо повернуть голову ребенка так, чтобы его висок ощущал вибрацию во время вашего пения, т.е. прислонить его голову к вашей грудной клетке;
  • ребенок сидит на коленях мамы, но уже лицом к ней, ноги по-турецки. Поем и отхлопываем ритм руками ребенка по его коленям;
  • ребенок лежит на спине и держит одну руку на своем горле, а вторую на горле мамы. При этом мама руками держит рот ребенка в нужной артикуляционной позиции.

Из опыта скажу, что далеко не все дети поют сразу. Но выполнять это упражнение нужно каждый день, а лучше несколько раз в день. Происходить это должно в игровой форме и с хорошим настроением. Если ребенок вначале сопротивляется — не огорчайтесь, и главное — не сдавайтесь! Настойчиво предлагайте ТАК поиграть в следующий раз, и в следующий...

Первый гласный, с которого начинаем работать, звук «А».

Рот широко открыт. Язык «лежит в кроватке», т.е. не поднимается горочкой, не высовывается , а спокойно лежит в пределах ротовой полости за зубами. Показываем ребенку правильную артикуляцию и, если самостоятельно у него не получается, помогаем открыть рот руками. Руки должны быть чистыми! Если язык «не слушается» его можно зафиксировать при помощи ложечки (вместо шпателя).

К следующему звуку переходим, когда у ребенка получилось произнести (или пропеть) долгий протяжный «Аааааааа» или «Аа-Аа-Аа-Аа...»(здесь уже с интонационным окрасом, а это высший пилотаж).

Здесь Вы можете скачать и распечатать символы гласных звуков:

Гласные

В статье использована мелодия и описаны элементы работы из авторской методики Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Подробнее ознакомиться с этой методикой можно на официальном сайте logosystem.ru       

Если в процессе работы с ребенком будут возникать вопросы — переходите в мой телеграм-канал «Моя тётя Логопед» http://t.me/t_logoped и задавайте их в комментариях под последним постом канала.